Проповеди, заметки
- 24 октября 2021 г.
Проповедь иерея Олега Митчицкова в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня за воскресным богослужением нашему вниманию предлагается евангельский отрывок о воскрешении сына наинской вдовы. Вспомним этот евангельский сюжет: «После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк.7,11-16).
О воскрешении Иисусом сына наинской вдовы мы можем узнать только из повествования св. Луки. В этом евангельском рассказе есть несколько моментов, на которых стоит остановить свое внимание. Матерь единородного умершего сына была вдова, и это обстоятельство усугубляло всю ситуацию. Что означало быть вдовой во времена земной жизни Христа? В реалиях того времени положение вдов в Израиле было достаточно плачевным. Они практически лишались средств существования, поскольку на работу брали в основном мужчин. Работа была связана с тяжелым сельскохозяйственным трудом или животноводством. Как правило, женщины не имели должных профессиональных навыков ни в ремеслах, ни в торговле, ни в юриспруденции. Женщина не могла стать ни врачом, ни учителем. Всем этим занимались мужчины. Только замужество определяло ее статус и значимость в обществе, и вся надежда женщины возлагалась на мужа и на детей. Следовательно, ее единственный сын был утешением, надеждою и опорою, особенно в старости.
Вдова из города Наин потеряла эту надежду и опору, которую забрала преждевременная смерть единородного сына, последнего мужчины ее семьи. Ее потеря и ее настоящее положение вызвало сочувствие многих жителей города. Вероятно, она была уважаемой женщиной, поэтому так много людей сопровождало ее в похоронном шествии. Так, навстречу друг другу шли две процессии: и за Иисусом «шли многие из учеников Его, и множество народа»; и за покойником и его матерью «много народа шло… из города». Эти два шествия столкнулись друг с другом: впереди одной – Иисус Христос, впереди другой – мертвец. И вот они сомкнулись, а посредине - Иисус, вдова и носилки с ее покойным сыном.
Страшная скорбь матери болью отозвалась в любящем сердце Спасителя. Сжалившись над матерью и сказав ей: «Не плачь», Он подошел к носилкам, на которых лежал умерший юноша, и, вопреки обрядовым правилам, прикоснулся к нему. При виде этого все замерли в ожидании. И вот, среди убитой горем матери и сопровождающего ее народа, Христос властно произносит: «Юноша, тебе говорю: встань». Это был голос Начальника жизни. Мертвый встал и начал говорить. Спаситель взял его и «отдал юношу матери его». При виде этого «всех объял страх, и все славили Бога».
Таким образом, Иисус Христос показал, что Он – Господин жизни и смерти, и что по Своей свободной воле идет для совершения чуда воскресения. Этим Он свидетельствует, что Он не только обладает животворящей силой, но и человеколюбием, состраданием и милосердием.
Итак, какой же вывод мы можем сделать из этого евангельского сюжета? Вывод такой: Господь наш Иисус Христос посещает нас особым образом не тогда, когда мы чувствуем себя самодостаточными и не нуждаемся в его активном участии и помощи, а тогда, когда происходит нечто непоправимое в нашей жизни, когда мы понимаем, что выхода просто нет. Именно в этот момент, когда душа становится способной принять Божественное действие, приходит Господь и кардинально меняет все.
Будем же чаще вспоминать этот евангельский отрывок, особенно когда нас посещают скорби, возлагая всю свою надежду на Господа, поскольку Ему, действительно, возможно все. Аминь!