Проповеди, заметки
- 20 марта 2022 г.
Проповедь иерея Олега Митчицкова в Неделю 2-ю Великого поста
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня за Божественной литургией мы слышали Евангелие об исцелении Господом капернаумского расслабленного.
Эту интересную и трогательную историю, которую описывает нам Евангелист, условно можно разделить на две части. Первая - это решительное и находчивое действие друзей тяжелобольного. Понимая, что им не пробраться сквозь толпу, они поднимаются на крышу дома, разбирают её и аккуратно спускают расслабленного прямо к ногам Спасителя. Вторая часть - это непосредственно прощающее и исцеляющее действие самого Христа, которое происходит без всякого условия и даже тогда, когда сам грешник (в данном случае - расслабленный) уже не способен лично выразить свою веру.
Довольно часто в Церкви и дома мы практикуем молитву по просьбе знакомых о здравии кого-либо. А на каком основании мы можем это делать, не разобравшись со своими собственными грехами? Отвечая на этот вопрос, стоит вспомнить, что вообще есть Церковь. Существует множество определений Церкви. Приведём лишь несколько: Церковь – единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию. «Церковь – это не собрание совершенных и беспорочных людей, а духовная лечебница, о которой Господь Иисус Христос сказал: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф.9:13)». Чем же грешники, находящиеся в ограде Церкви, отличаются тогда от тех, кто вне её? Тем, что первые бегают от греха, проходят курс лечения от своих греховных болезней, а вторые часто даже и не знают, что больны».
«Церковь не есть пространство индивидуального спасения или индивидуального удовлетворения даже высоких духовных потребностей. Церковь — это единство тех, кто услышали Христа, пошли за Ним и, двигаясь к Нему, вдруг с изумлением для себя открыли удивительный потрясающий мир тех людей, которых раньше не замечали».
Иными словами, находясь в лоне Церкви, когда мы становимся сознательными христианами, в нас зарождается "сердце милующее", которое горит любовью ко всему творению. Мы просто не можем поступить по-другому, поскольку в нас начинает действовать благодать Духа Святаго, и появляются те же чувствования или, лучше сказать, то же настроение, какое было и в Иисусе Христе. Именно поэтому, несмотря на свои несовершенства, мы дерзаем молиться и за других.
Сегодняшнее Евангелие призывает нас также задуматься и о том, что является настоящей причиной грехов. Иудеи того времени считали, что грех и страдания неотделимы друг от друга. Мы, христиане, не связываем болезнь так непосредственно с грехом, как это делали иудеи. Но и сейчас иудейскую точку зрения разделяют многие. В представлении иудеев, больные - это те, на кого Бог гневается. Впрочем, действительно, причиной многих болезней является грех - та самая глубокая гнилость человеческой природы, которая присутствует в каждом из нас, которая тем или иным образом проявляется часто в виде болезни.
В этой связи, всякий раз, когда нас коснулись болезни и страдания, прежде чем обратиться к врачу и протянуть руку к полочке с пилюлями, прислушаемся к своей совести. Всмотримся в глубину своего сердца. Нет ли там обид и нераскаянных грехов, нет ли там чего-то, что стоит открыть перед близкими и Богом? Думается, что именно с этого начнётся подлинное исцеление нас и наших ближних, которое, в свою очередь, будет во многом определять нашу участь в вечности с Богом. Аминь!